Об йоге, тантре и карме



Автор: ZDL stat
Дата: 2009-10-08 20:53

Йога – это санскритское слово, буквально означает связь, единение, союз, усилие. В узком смысле йога означает одну из шести ортодоксальных (основанной на традициях, в данном случае на ведах) философских школ Древней Индии. Основная идея - освобождение высшего духовного начала (Пуруши) от низшего земного (Пракрити)! Сформирована (изначально) мудрецом Патанджали в его труде «Йога-сутра».
В более широком смысле  йога – это набор практических средств для достижения освобождения и духовного развития личности. В этом смысле, йога используются во всех философских школах Древней Индии, и в буддизме (в некоторых разновидностях). В этом понимании, йога Патанджали - лишь одна разновидность йог - практических средств (называется раджа-йогой, или аштанга-йогой). В мире в основном известна йога, как набор средств (то есть в широком смысле этого понятия). Об этом мы и поговорим, не вникая в подробности отдельно взятых философских школ.

 
Большинство философских школ Древней Индии, учит нас о том, что человек заключен в сансару - круг перерождений (реинкарнаций), и перерождается почти бесконечное количество раз, пока не достигнет должно уровня развития и пока не сможет отбросить свое низшее «я» («не-я») (привязанное к сансаре), чтобы достигнуть высшего «я»  и слиться с абсолютом, откуда и «я» и «не-я» произошло! В йоге и санкхье это высшее «я» - пураша, в веданте - Атман.
Средства йоги, как раз служат для того, чтобы этот процесс ускорить. Состояние освобождения и слияния с абсолютом называется «мокшей», в буддизме это что-то вроде "нирваны".

О личном и неличном Боге.

На санскрите это называется красивым словом «Ишвара». Разные школы относятся к этому понятию по своему, а иногда и возникают разногласия внутри этих самых школ! Для всех же школ общим остается безличностный бог - Брахман (санскритское слово, означает абсолюта, вселенную, безличностного бога) - высшая реальность, некая вечная константа, внутри которой происходят различные изменения.
Также часто речь заходит об «индивидуальной душе» - Атмане. Зачастую, именно на основе отношения к вопросу об атмане-брахмане, происходит деление философских школ. Так, например, двайта-веданта, говорит, что атман - индивидуальная душа лишь частично тождественен с брахманом - абсолютом. Адвайта-веданта (неоведанта, интегральная веданта) же, сторонником котором являюсь и я, рассуждает так:
Если я - не тело, не мысль (ибо могу существовать, не мысля), не даже сознание (ибо могу существовать без него или при отключенном его состоянии), то я некий высший неизменный дух, который невозможно уничтожить!!! - Следовательно, дух (атман) - лежит вне законов времени, пространства и причинности, а значит он бесконечен (не ограничен) (буддизм на данном этапе говорит, что значит его не существует - но разница не существенна), а если он бесконечен, то такой высший дух всего один и он и есть Брахман. Именно адвайта-веданта наиболее похожа на буддизм тем, что существование какой-то индивидуальной высшей души не признается, ибо в адвайте она просто равняется с абсолютом.
Тут, кстати, можно сказать о заветных словах упанишад: Тат Твам Аси (Ты есть ТО) и Ахам Брахмасми (Я есть Брахман), которые адвайта трактует абсолютно буквально. К адвайте-веданте относятся такие известные авторы, как Шивананда, Сатьянанда, Шанкара, Вивекананды.
Цель йоги, как раз и достичь этого Брахмана и его сознания (состояние самадхи), после чего отбросить все низшие оболочки и окончательно раствориться в Брахмане!!! А что для этого нужно? Для этого нужно саморазвитие, чем йога и занимается.

Немного о Тантре.

Трудно  сказать точно относительно происхождения тантры, ибо источники достаточно разрозненны (в одном говориться, что она древнее самой йоги, в другом, что это довольно позднее образование). Но с уверенностью можно сказать, что йога и тантра стали неразделимыми техниками (например, чакры и работа с энергетикой, это в основном из тантры, в йоге в основном работа с сознанием). Тантра решает сама эту проблему, говоря о концепции Шива-Шакти (сознания и энергии), которая гласит о том, что все в мире есть союз сознания и энергии, и что, чтобы достичь освобождения, необходимо превзойди двойственность и достигнуть слияния сознания и энергии, чем тантра и занимается.
 
Также следует сказать, что тантра - изначально более скрытое эзотерическое учение, потому что некоторые ее техники в руках неопытного человека могут оказаться сродни гранате в руках ребенка. Именно из-за этого техники тантры всегда передавались от гуру к ученику, и только в последнее время некоторые из них стали достоянием общественности. Это довольно мощные техники, которые могут дать более быстрый, нежели в йоге, результат.

Про карму.

Представление о карме в духовной жизни Индии неразрывно связано с убеждением о том, что человек, вернее его душа, живет на Земле не один раз. Душа перерождается вновь и вновь, воплощаясь после смерти в новом теле и являясь в мир в облике нового человеческого существа, удел которого - снова пройти весь жизненный путь до конца, снова умереть, а затем снова вернуться в новом обличье, но с прежней душой… И так может продолжаться до бесконечности.

Такой круговорот рождений и умираний носит название «колесо Сансары». Сансара — это и есть бесконечная круговерть жизней и смертей, когда душа даже после смерти не может оторваться от земной реальности и уйти на другие планы бытия — в нирвану, где свободно и легко обитают чистые души, освободившиеся от земных тягот и проблем; где обитает и сам Бог. Таким образом, душа, обреченная на вечную круговерть в колесе Сансары, никак не может воссоединиться с Богом. Лишь на краткий миг после смерти душа соприкасается с нирваной, с Высшим сознанием - Богом над Богами, существом без начала и конца. Но краткий миг проходит - и душа с Высших уровней скатывается обратно, в болото земной жизни.

Почему это происходит? «Потому что Бог не принимает грешную душу», - ответит множество наших современников. Вот такой ответ и есть страшнейшая ошибка, одно из самых пагубных искажений учения о карме, изложенного в «Махабхарате». Проверьте себя = нет ли и у вас таких чудовищных заблуждений относительно «грешной души» и тому подобного. Сейчас мы будем ломать эти безобразные стереотипы и осознавать истину.

Подумаем: а чем, собственно, отличается в понимании древних индийцев человеческая душа от Бога? Ответ, возможно, будет для вас неожиданным: ничем! Да-да, человеческая душа по природе своей НИЧЕМ не отличается от Бога. Если Бог - это пламя костра, то человеческая душа - один из языков пламени. И то и другое - огонь! Природа Бога и души - едина. Это - одно и то же!  Как же Бог может не принимать к себе то, что является его частью, - человеческую душу? Такого просто не может быть.

Но факт остается фактом: не может душа, привязанная к Сансаре, воссоединиться с Богом. Почему же? Давайте разберемся.

Попробуйте взять в равных пропорциях растительное масло и воду, смешать в стакане и как следует взболтать. Вы увидите, что получилась непрозрачная эмульсия. Теперь бросьте туда кусочек сахара и растворите, хорошенько перемешав. Мы видим все ту же однородную эмульсию. Но если дать ей немного отстояться, вскоре мы заметим, что от эмульсии не осталось и следа, масло и вода снова разделились и присутствуют в стакане в виде отдельных слоев. А что же стало с сахаром? Как вы думаете, каковы на вкус вода и масло, представленные в стакане? И то и другое сладкое? А вы попробуйте, попробуйте… Вода - да, действительно сладкая. А вот масло… Ничуть не бывало. Каким было, таким и осталось. Сахара в нем нет и в помине. Но мы ведь бросали сахар в эмульсию, а не отдельно в воду! Но сахар почему-то захотел раствориться лишь в воде и совершенно проигнорировал масло.

А теперь представьте себе, что масло - это Бог, вода - земная жизнь, а сахар - человеческая душа. В данном случае у сахара - человеческой души - оказались некие химические свойства, благодаря которым она тяготеет именно к растворению в воде, а не к растворению в масле. Не масло (Бог) заставило сахар (душу) раствориться в воде (земном мире). Сахар сделал это сам! Можно сказать, что таков был его выбор.

Точно так же и человеческая душа сама делает выбор - «раствориться» в земном мире, а не в Боге. Только наличие желаний и чувств отделяет человека от единения с Богом, от нирваны. Бог не имеет желаний и чувств, потому что он есть все. Если душа покидает это бренное тело, обладая желаниями, чувствами, страстями, то она отторгается верхним миром - даже не отторгается, а просто не остается в нем, потому что ее тянет к себе этот, проявленный мир. Не Бог ее к этому выбору принуждает!

Дело в том, что душа, хоть и является частью Бога, пройдя земную жизнь, приобретает еще и другие, не божественные, а чисто земные свойства. Можно сказать, что Божественная природа души - это ее истинная суть, а качества, приобретенные в земной жизни, - это внешние наслоения, нечто наносное. И наслоения эти - не что иное, как наши желания, земные человеческие чувства и страсти. Если душа покидает бренное тело, не расставаясь при этом с земными чувствами, желаниями и страстями, то она, притягиваемая этим грузом, снова возвращается на Землю. Не Бог ее отторгает, а она сама тянется назад, к привычной земной жизни со всеми земными «заморочками». Потому что даже после смерти никак от этих заморочек не отвяжется. Чувствуете разницу? Никто душу не наказывает ни за какие грехи. Повторное рождение по большому счету результат добровольного выбора, сделанного еще при жизни. Если душа не захочет больше рождаться, она найдет пути избавления от всех этих земных «нагрузок» и уйдет себе с миром в нирвану. А если не хочет она от человеческих страстей и желаний избавляться, значит, нравится ей в этом колесе как белке крутиться, не устала она еще от этого, вот и возвращается вновь и вновь на круги своя.

Карма (санскрит, буквально действие, причинно-следственная связь) - понятие восточной философии, которое с одной стороны является целостным, с другой же обозначает на первый взгляд немного разные вещи. Во-первых, карма - закон причинно-следственной связи, а потому к судьбе это понятие не имеет никакого отношения и не о какой-либо предначертанности событий речи не идет! Зачастую случается, что определенные люди в мире оказывается в определенном месте, в определенный момент и в определенных обстоятельствах, но восточная философия учит о том, что это не некое богом предначертанное событие, а событие, которое имеет свою причину в прошлом. То есть, возможно вам и было суждено куда-то в определенный момент попасть, но только суждено было это вами самими, а уж некие мировые течения (или бог, в религиозном понимании) поспособствовали тому, чтобы это событие произошло! Например, человек остался вам должен, а долг это вещь, которая проявляется не только на физическом плане, но и, например, на уровне энергетики. Человек долг отдавать не захотел, но рано или поздно, «событийный ряд» заставляет вас и его попасть в такую ситуацию, когда этот человек будет вынужден вернуть вам долг (деньгами ли, спасти ли вам здоровье, сделать подарок или что-угодно еще - это не важно). Этот событийный ряд обусловлен кармой, а потому и его иногда называют кармой.
Таким образом, карма обозначает и причину, и следствие, и силу, которая связывает их и заставляет после любого действия совершиться причине!
Выражения  "судьба", "сосуд кармы" (карма это не хорошо и не плохо, это просто причина-следствие), "грех", "наследственная карма" и другие к восточной философии и к йоге в частности никакого отношения не имеют вообще!!!
Еще стоит сказать о роли кармы в развитии и освобождении. Карма присуща только земной жизни и сансаре, будучи освобожденным, по восточной философии, человек сливается с абсолютом, над которым не властна ни карма, ни пространство, ни время! А посему, карма, это с одной стороны то, что привязывает человека к сансаре, а с другой, то, что может помочь освобождению (ведь освобождение - тоже некое следствие).
Стоит также сказать, что на формировании кармы, зачастую, влияет само отношение человека к тому или иному действию. Действуя с эмоциональной привязкой к действию и его результатам, человек привязывается к тем или иным объектам, что тоже влияет на ход событийного ряда. Действуя же непривязано к плодам своих действия, человек может избежать влияния кармы на себя, ибо привязанность и эмоциональное отношения это тоже действия, но не на физическом плане, а скорее на планах тонких. На этом, пожалуй, пока и все.


Другие материалы из раздела Йога
Предыдущее:Пряности и травы в Аюрведе
Следующее: Аюрведа
Лучшее по просмотрам:Джала - нетти: очищение носа
Последнее:Кунджал крийя: другие варианты и благотворное действие