Аюрведа



Автор: ZDL stat
Дата: 2009-11-17 18:57

Аюр - означает жизнь, а веды - знание, поэтому буквальный перевод этого слова с санскрита – наука о жизни. Аюрведа является древнейшей медицинской системой на земле. В ведической системе психическая конституция обычно определяется тремя гунами: благость (саттва), страсть (раджас), невежество (тамас).

Саттвичный тип конституции имеет гармоничную природу. Он стремится к равновесию и спокойствию ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни.

Люди раджастичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя сжечь чрезмерной активностью. Болезнь у них обычно протекает остро и выздоровление возможно только при изменении образа жизни и отказе от вредных привычек. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении своих болезней, не желают тратить время на выздоровление или брать на себя ответственность за свое здоровье.

Тамастичный тип больше других расположен к затяжным хроническим болезням. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни у него, как правило, - глубоко укоренившиеся, упорные, трудноизлечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно бывает на низком уровне.

Три гуны дают рождение пяти элементам. Из саттвы, состоящей из ясности, возникает эфир. Из раджаса, состоящего из активности, возникает огонь. Из тамаса, состоящего из инертности, возникает земля. Между саттвой и раджасом возникает тонкий, но подвижный элемент – воздух. А между раджасом и тамасом возникает вода, сочетающая в себе подвижность и инертность.

Ядром аюрведы является концепция трех дош и трех основных типов конституции человека. Из эфира и воздуха происходит вата, из огня и воды – питта, из воды и земли – капха.

Три доши можно распознать по их характерным свойствам.

Вата – сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая, твердая, шершавая, изменчивая, ясная. Это самая сильная из всех дош. Но она обладает и наибольшим потенциалом порождения болезни. Вата управляет всеми движениями и переносит питта и капха. Вата в своем естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдоха и выдоха, движения, импульсов, равновесия в тканях, остроту чувств. Ее возбуждение вызывает сухость, темные пятна на коже, зябкость, тремор, вздутие живота, запоры, упадок сил, бессонницу, потерю остроты чувств, бессвязность речи, ощущение изнуренности. Вата пребывает в толстой кишке, в области таза, в бедрах, ушах, костях и органах осязания. Основное ее местонахождения – толстая кишка, где она и накапливается и откуда ее можно изгнать из тела.

Питта – горячая, легкая, текучая, тонкая, острая, мягкая, ясная. Она управляет теплом, температурой и всеми химическими реакциями. Питта отвечает за пищеварение, тепло, зрительное восприятие, голод, жажду, блеск кожи и мягкость тела, интеллект, решительность, смелость. При ее возбуждении моча, кал, глаза и кожа приобретают желтоватый цвет. Могут возникнуть нарушения сна, ощущения голода, жажды, жжения. Питта пребывает в тонком кишечнике, желудке, поте, крови, секрете сальных желез, плазме и органах зрения. Ее основное местонахождение – тонкий кишечник, где она накапливается и откуда ее можно изгнать из тела.

Капха – холодная, влажная, тяжелая, медленная, тупая, неподвижная, гладкая, плотная, мутная. Она поддерживает субстанцию, вес и все связи в теле. Капха отвечает за прочность и устойчивость, поддержания баланса жидкостей в теле, смазку суставов. При ее возбуждении ослабевают пищеварительные функции, накапливается мокрота и слизь, появляется изнеможение, ощущение тяжести и холода, бледность, слабость в конечностях, затрудненное дыхание, кашель и чрезмерная сонливость. Капха пребывает в груди, горле, голове, поджелудочной железе, ребрах, желудке, плазме, жире, в носу и языке. Основным ее местонахождением является желудок, где она накапливается и вызывает болезнь и откуда ее можно изгнать из тела.