Игромания и ее последствия
Автор: ZDL stat
Дата: 2010-12-18 11:53
Пожалуй, каждый человек сразу подумает о зависимости от азартных или компьютерных игр услышав слово "игромания", и окажется, конечно, прав. Некоторые могут вспомнить популярный журнал про РС-игры "Игромания", но это уже из другой области. Поскольку компьютерная журналистика в данном вопросе нас мало интересует, то сразу перейдем к сути рассматриваемого явления.
Итак, игромания (она же лудомания, гемблинг, игровая зависимость) — это патологическая склонность к играм, которая заключается в частых повторных эпизодах участия в них и начинает доминировать в жизни человека, ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. В системе кодирования болезней МКБ-10 игромания имеет код F63.0.
Примечательно, что спекулятивную торговлю на фондовом и валютном рынках многие также приравнивают к азартным играм, особенно в связи с ее доступностью благодаря сети Интернет.
В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино, а также развитием компьютерных игр. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах XX столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счёт возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, количество «проблемных игроков» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчинённой этой страсти, — достигала 5 % населения 15 лет назад. С развитием интернета эта цифра существенно возросла.
В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры — является ли игровая зависимость аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства.
Основные признаки игромании
Исследователи выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения:
Рассуждая о психологических особенностях проблемных игроков, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов игры — от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O’Connor, Dickerson, 2003). Так австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных игроков:
с нарушением поведения;
эмоционально неустойчивые;
антисоциальные игроки, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.
Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин она принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4 % случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных игроков-мужчин и 70 игроков-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальная игровая зависимость; интенсивная игровая зависимость; проблемная игровая зависимость. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что игровой зависимости у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм.
Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для "игроков" типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.
Факторы, предрасполагающие к игровой зависимости
Существуют определенные факторы, предрасполагающие к игровой зависимости. Среди них особо отметим:
По мнению биологов из Университета Кентукки, у части животных существует некий базовый образец поведения или даже биологический механизм, который обуславливает появление игромании. Например, голуби предпочитают нерегулярную, но обильную пищу, несмотря на то, что небольшое количество регулярной пищи в целом на 50% больше случайных выигрышей.
Основные стадии развития игровой зависимости
1.Стадия выигрышей - представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.
2. Стадия проигрышей характеризуется часто игрой в одиночестве, хвастовством выигрышами, размышлениями только об игре. отмечаются затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.
3.Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.
Развитие фаз игромании
В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными игроками.
Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.
Фаза "автоматических фантазий", когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Игроман проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.
Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.
Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в "телеграфном стиле" планирует способ реализации своего желания. Это "очень вероятный для выигрыша", по мнению игромана, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.
Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус игрока. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).
Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто игромана описывают это состояние как "транс", "становишься как зомби". Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.
Распространение и угроза игромании
В связи с повсеместным распространением игровых автоматов, их маскировки под лотерейные аппараты, их отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная эпидемия игромании. Также свой вклад вносят и многочисленные онлайн-казино, которые не поддаются какому-либо контролю. Кроме этого серьезную игровую зависимость, порой с летальным исходом вызывают компьютерные игры, особенно онлайновые. Например известны такие вопиющие случаи. Например в Екатеринбурге после 12 часов, проведенных за компьютерной игрой в одном из местных клубов, 12-летний школьник был в бессознательном состоянии доставлен в больницу, где умер от инсульта. Врачи убеждены, что причиной трагедии стало чрезмерное увлечение мальчика виртуальными сражениями с монстрами. Подобные случаи далеко не редкость. Люди теряют время, деньги, рассудок и даже жизни из-за все более набирающей обороты болезни под названием "игромания".
Итак, игромания (она же лудомания, гемблинг, игровая зависимость) — это патологическая склонность к играм, которая заключается в частых повторных эпизодах участия в них и начинает доминировать в жизни человека, ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. В системе кодирования болезней МКБ-10 игромания имеет код F63.0.
Примечательно, что спекулятивную торговлю на фондовом и валютном рынках многие также приравнивают к азартным играм, особенно в связи с ее доступностью благодаря сети Интернет.
В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино, а также развитием компьютерных игр. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах XX столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счёт возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, количество «проблемных игроков» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчинённой этой страсти, — достигала 5 % населения 15 лет назад. С развитием интернета эта цифра существенно возросла.
В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры — является ли игровая зависимость аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства.
Основные признаки игромании
Исследователи выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения:
- постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
- изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
- "потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
- состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре; причем они по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
- характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.
- периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре;
- быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну.
Рассуждая о психологических особенностях проблемных игроков, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов игры — от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O’Connor, Dickerson, 2003). Так австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных игроков:
с нарушением поведения;
эмоционально неустойчивые;
антисоциальные игроки, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.
Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин она принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4 % случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных игроков-мужчин и 70 игроков-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальная игровая зависимость; интенсивная игровая зависимость; проблемная игровая зависимость. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что игровой зависимости у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм.
Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для "игроков" типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.
Факторы, предрасполагающие к игровой зависимости
Существуют определенные факторы, предрасполагающие к игровой зависимости. Среди них особо отметим:
- участие в играх родителей, знакомых;
- стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.);
- вещизм;
- неправильное воспитание в семье;
- переоценка значения материальных ценностей;
- фиксированное внимание на финансовых возможностях;
- зависть к более богатым родственникам и знакомым;
- убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег;
- принадлежность к этническому меньшинству;
- отсутствие семейного статуса;
- депрессия.
По мнению биологов из Университета Кентукки, у части животных существует некий базовый образец поведения или даже биологический механизм, который обуславливает появление игромании. Например, голуби предпочитают нерегулярную, но обильную пищу, несмотря на то, что небольшое количество регулярной пищи в целом на 50% больше случайных выигрышей.
Основные стадии развития игровой зависимости
1.Стадия выигрышей - представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.
2. Стадия проигрышей характеризуется часто игрой в одиночестве, хвастовством выигрышами, размышлениями только об игре. отмечаются затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.
3.Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.
Развитие фаз игромании
В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными игроками.
Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.
Фаза "автоматических фантазий", когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Игроман проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.
Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.
Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в "телеграфном стиле" планирует способ реализации своего желания. Это "очень вероятный для выигрыша", по мнению игромана, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.
Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус игрока. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).
Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто игромана описывают это состояние как "транс", "становишься как зомби". Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.
Распространение и угроза игромании
В связи с повсеместным распространением игровых автоматов, их маскировки под лотерейные аппараты, их отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная эпидемия игромании. Также свой вклад вносят и многочисленные онлайн-казино, которые не поддаются какому-либо контролю. Кроме этого серьезную игровую зависимость, порой с летальным исходом вызывают компьютерные игры, особенно онлайновые. Например известны такие вопиющие случаи. Например в Екатеринбурге после 12 часов, проведенных за компьютерной игрой в одном из местных клубов, 12-летний школьник был в бессознательном состоянии доставлен в больницу, где умер от инсульта. Врачи убеждены, что причиной трагедии стало чрезмерное увлечение мальчика виртуальными сражениями с монстрами. Подобные случаи далеко не редкость. Люди теряют время, деньги, рассудок и даже жизни из-за все более набирающей обороты болезни под названием "игромания".
Другие материалы из раздела Разное
Предыдущее: | Холотропное дыхание |
Следующее: |
В какой позе полезно спать? |
Лучшее по просмотрам: | Косметические средства с гидрохиноном крайне опасны для здоровья |
Последнее: | Про сон: понятие и особенности |