Порфирий Корнеевич Иванов



Автор: ZDL stat
Дата: 2010-07-10 21:07
Порфирий Корнеевич Иванов (также известен как «Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли» — создатель одноименной оздоровительной и духовной системы, основатель движения Ивановцев.
С возраста 35 лет Иванов, следуя своей «идее» здоровья и бессмертия, постепенно отказывался от одежды и обуви, пока не стал круглый год ходить босой, одетым в одни шорты. Практиковал холодные обливания, подолгу обходился без пищи и воды, занимался целительством, распространял своё учение.

В современном движении последователей Иванова можно выделить два направления: одни  придерживаются в основном идей закалки, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В то же время, отдельные представители Русской православной церкви характеризуют его как человека психически больного или одержимого.

В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций. В антисектантской публицистике некоторые группы ивановцев порой относят к "деструктивным тоталитарным сектам".

Краткая биография

Родился 20 февраля 1898 года в селе Ореховка на Луганщине (Украина) в многодетной (9 детей) семье шахтёра. Закончил 4 класса церковно-приходской школы (оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году).
В 1917 году был призван в армию, но не воевал из-за перемирия и был демобилизован в 1918 году. После демобилизации в 1918 году женился, у него родились два сына (Андрей в 1918 году и Яков в 1925 году). Сменил много мест работы. В 1930-е годы работал экспедитором.
До 35 лет Иванов жил как большинство окружающих его людей: пил, курил, любил азартные игры, дрался. В 1928 году, уже будучи женатым и имея двух детей, был осужден на два года по статье 169 (мошенничество, за неуплату патентного налога). Отбывал наказание на лесоповале в Архангельской области и за ударный труд был освобожден досрочно через 11 месяцев.

Коренная перемена в жизни Иванова происходит 25 апреля 1933 года. Он приходит к выводу, что весь «предковый» порядок жизни человека, в который стихийно включился и он, в принципе неверен. Стремясь только к «хорошему» (к теплу, сытости и т. д.), человек получает «плохое» (болезни, смерть). В погоне за тепличными, комфортными условиями человек ушёл от природы, изолировался от неё. Снаружи его окружают одежда и дом, изнутри — пища. Иванов решается восстановить потерянный контакт с природой. На этом пути он видит бессмертие. Иванов писал, что возможно он не достигнет своим телом полного совершенствования, но кому-то надо пойти по этому пути первым. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и 50-летнего личного эксперимента. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и, спустя около двух лет, стал жить круглый год только в одних длинных трусах. Дата 25 апреля отмечалась Ивановым и отмечается его последователями как день рождения Идеи.

Весной 1934 года, из-за серьёзного конфликта с начальством Иванов был уволен без права устроиться на работу в течение 6 месяцев. Этот период вынужденной безработицы (май-октябрь 1934 года) Иванов решил целиком посвятить своей идее. В одних шортах и босой, подолгу воздерживаясь от пищи и воды, он ходит по Донбассу и стремится научиться жить «с природой наравне». Чувствуя небывалый прилив бодрости и здоровья, Иванов приходит к простой мысли, что раз передаются болезни от человека к человеку, то может передаваться и здоровье. Он начинает практику целительства. Методику вырабатывает сам, интуитивно. Многочисленные случаи исцелений, зачастую чудесных, убеждают его в правильности выбранного пути и заставляют идти дальше. Зимой 1934—1935 гг. после исцеления парализованной женщины, которая не ходила ногами 17 лет, Иванов принимает решение навсегда отказаться от обуви, в том числе и зимой. С весны 1935 года Иванов принципиально отказывается не только от обуви, но и от одежды (всегда, в том числе и зимой, ходит босой, в одних трусах).
В 1934 году переехал с семьей в Красный Сулин, где жил до 1975 года. В начале 1936 года помещен в Ростовскую психиатрическую больницу, откуда выписан с диагнозом "хроническое душевное расстройство в форме шизофрении". ВТЭК города Ростова выносит решение об определении Иванова инвалидом первой группы. По этой причине в годы Великой Отечественной войны не призывался в армию.



В ноябре 1936 года Иванов повез личное письмо с политическими предложениями в Москву на VIII Чрезвычайный съезд Советов, на котором планировалось принять новую Конституцию СССР. По его мнению в проекте новой (сталинской) Конституции не были учтены права заключённых и умалишённых. В Москве на Красной площади Иванов, без документов, обнажённый и босой, был задержан милицией и доставлен сначала на Лубянку, где с ним беседует глава НКВД Ежов, а затем в следственный изолятор Матросская тишина. Диагноз Ростовской психиатрической больницы, поставленный Иванову в начале 1936 года, спас ему жизнь. Через 67 суток под конвоем и в одежде он был доставлен к месту жительства.
Зимой 1937 года был арестован сотрудниками НКВД города Моздок как «диверсант». Проверялся на закалённость: при 17 градусах мороза длительное время обливали водой из колодца. Через 3 месяца был отпущен с извинениями.

Во время войны осенью 1942 года Иванов встречался с немецким генералом Паулюсом во время дислокации его штаба в Красном Сулине. Результатом встречи был охранный документ на немецком языке, выданный Иванову, за подписью Паулюса. В документе говорится, что Иванов «представляет интерес для мировой науки». Несмотря на охранный документ, в ноябре 1942 года Иванов 27 суток испытывался в днепропетровском гестапо (закапывали голого в снег, ночью под 22 ноября в сильный мороз возили раздетым на мотоцикле по улицам Днепропетровска).
В декабре 1943 года, когда итог войны был фактически предрешён, Иванов поехал к Сталину с политическим предложением заключить мир с Германией. Однако голого человека зимой на вокзале, утверждающего, что он прибыл с политическими требованиями, милиция доставила в Институт судебной психиатрии им. Сербского, где он находился около 100 дней. В Институте Сербского Иванов беседовал с профессором И. Н. Введенским, и предложил ему взять на себя миссию переговорить со Сталиным о мире. На что профессор ответил, что его (Введенского) за это или расстреляют, или сюда, в Институт, самого положат.

Поздней осенью 1948 года (23 ноября — 5 декабря), в год своего 50-летия и 15-летия своей идеи, Иванов осуществил экстремальный эксперимент — проход от Туапсе до Сочи вдоль берега Чёрного моря. В своих записях и рассказах Иванов утверждал, что начинался проход во время 12-балльного шторма на море, и 12 суток он находился в естественных условиях природы без пищи, одежды и жилого дома.

13 февраля 1951 года Иванова арестовали в Москве по статье 58-10 часть 1 УК РСФСР — антисоветская агитация. 14 апреля 1951 года особым совещанием при МГБ СССР направлен на принудительное лечение в соединении с изоляцией. Проходил лечение в спецбольницах МВД, в частности, в Казани.
(В то время существовало 3 спецбольницы МВД: в Ленинграде, Чистополе, Казани). Освобожден 29 ноября 1954 года. По заключению прокуратуры г. Москвы от 7 июля 2008 года был реабилитирован в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".

С 13 февраля 1965 года по 4 мая 1967 года находился на лечении в Казанской специальной психиатрической больнице МВД[16].

В 1971 году на хуторе Верхний Кондрючий (Свердловский район Луганской области) его учениками был построен так называемый «Дом Учителя», где Иванов жил и принимал людей с 1976 года.

25 апреля 1975 года Иванов отмечает 42 года своей идеи поездкой большой группой людей на Чувилкин бугор (место близ родного села Ореховка, с которым Иванов связывал начало своей идеи). Затем он устраивает обед в Ореховке, на который приходит много односельчан. Иванов говорит, что на Чувилкином бугре родится новый человек (Сын), который сыграет большую роль в будущем. По словам Иванова и его последователей рождение Сына состоялось 15 июля 1975 года.

 

4 ноября 1975 — 5 марта 1976 года Иванова изолируют на период работы XXV съезда КПСС, куда он написал обращение и собрался ехать. Его ссаживают с поезда, идущего в Москву, и помещают в Новошахтинскую психбольницу. Здесь впервые был доведён врачами почти до смерти. Выписан на следующий день после закрытия съезда в крайне тяжёлом состоянии под опеку Валентине Леонтьевне Сухаревской (ближайшей последовательницы Иванова, ещё начиная с 1950-х годов) и перевезён на хутор Верхний Кондрючий. Через трое суток встаёт на ноги, благодаря помощи своих учеников. Врач Новошахтинской психбольницы приезжает засвидетельствовать выздоровление.

В 1978 году Иванов ставит эксперимент по длительному воздержанию от пищи и воды. Вместе с Валентиной Сухаревской они пять месяцев обходятся без пищи, из них длительные сроки времени без воды. В этот период в дневниковых записях Иванова появляются слова, которые легли потом в основу «Гимна» (8 строк, которые в сконцентрированном виде, согласно Иванову, выражают суть его идеи).
В 1979 году Иванов создает «ГИМН» — 8 строк, которые по словам Иванова и последователей в сжатом виде выражают суть учения.
25 апреля 1979 года в день праздника идеи, ожидая большого наплыва последователей, хутор Верхний Кондрючий, где жил Иванов, был оцеплен милицией и закрыт приезд к нему людей. Самого Иванова бессрочно сажают под домашний арест (запрещают принимать людей и покидать территорию дома далее 30 метров). Домашний арест, продолжавшийся более 3 лет, был отменён после выхода большой статьи о П. К. Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982.
В общей сложности, начиная с 1933 года, Иванов провел в изоляции 12 лет (спецбольницы МВД, тюрьмы, психбольницы, домашний арест).

20 февраля 1982 года вышла большая статья о Порфирии Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982). Автор статьи журналист Сергей Власов и фотокорреспондент Эдуард Эттингер прожили в гостях у Иванова по заданию редакции пять дней.

После выхода статьи в «Огоньке» в ответ на письма читателей Иванов пишет 12 практических советов — "ДЕТКА".
Иванов скончался 10 апреля 1983 года на хуторе Верхний Кондрючий в возрасте 85 лет.
Он оставил нижайшую просьбу к людям: "Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в природе, оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе себе на благо, чтобы тебе было легко".

Документальные материалы об Иванове и его учении

В литературе, фильмах и других материалах, посвященных П. К. Иванову, наряду с фактами биографии, имеющими документальное подтверждение, приводятся сведения, источниками которых являются дневники и воспоминания Иванова, а также свидетельства очевидцев и людей, хорошо знавших его. Официального подтверждения эти сведения пока не имеют.
Известно около 300 рукописных тетрадей (дневников) П. К. Иванова, охватывающих период 1933—1983 гг.[9] и множество его писем. Данные материалы размножаются ксерокопированием, публикуются в виде фотокопий, а также в виде печатных отредактированных и не отредактированных вариантов.

Иванов имел только начальное образование — 4 класса церковно-приходской сельской школы (оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году) — и поэтому писал простонародным деревенским языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы.

Некоторые авторы, обрабатывая рукописные тетради, предложили расшифровывать только почерк и переводить его в печатный (подстрочный) текст без редакции, сохраняя пунктуацию и орфографию оригинала. Подстрочные тексты издавались одновременно с фотокопиями рукописей и существенно помогали при их непосредственном изучении, облегчая прочтение почерка. При этом отдельные не отредактированные подстрочники дневников были изданы без приведения копий рукописей и привлекали внимание критиков.

Большинство дневников П. К. Иванова были опубликованы в виде фотокопий рукописей с параллельным печатным текстом (отредактированным или подстрочным), а также отдельно от оригиналов в виде отредактированных печатных работ.
Известны аудиоматериалы (интервью, беседы с людьми), документальные кадры и фотографии Иванова. Эти материалы представлены в печатной литературе (фотографии, распечатки магнитофонных записей), демонстрировались в кинофильмах.

В 1993 году киностудией Центрнаучфильм выпущен первый полнометражный (88 мин.) фильм о П. К. Иванове «Живая жизнь» (режиссёры: Неля Гульчук, Вадим Иванов).

Начиная с 2006 года, на телевидении по Первому каналу и телеканалу «Россия» неоднократно демонстрировались фильмы: «Порфирий Иванов. 12 заповедей» и «Бог моржей. Порфирий Иванов» (фильмы сняты по заказу каналов).

Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:
Следующее: Пол Брэгг
Лучшее по просмотрам:Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна)
Последнее:Правда о Гиппократе